Самолётом, поездом, машиной

Режиссер Джон Хьюз
В ролях Стив Мартин, Джон Кэнди, Лайла Робинс, Майкл МакКин, Дилан Бейкер, Кэрол Брюс, Оливия Бернетт, Диана Дуглас, Мартин Ферреро, Ларри Хэнкин
Год 1987
Страна США
кадры из фильма

Друзья, мы целый день ломаем голову, почему в списке 100 лучших новогодних/рождественских фильмов «Самолётом, поездом, машиной» – чудесная комедия 1987 года режиссёра Джона Хьюза с Джоном Кэнди и Стивом Мартином в главных ролях. Причину вроде нашли – всё происходит зимой. И, в принципе, большего не надо – кинолента отлично впишется в наш марафон новогодних фильмов. Здесь… нет ничего, что мы так любим в новогодних картинах. Здесь – кое-что другое.

Нил Пейдж — скучный специалист по маркетингу, но безумно забавный человек. Представив очередной вариант рекламной кампании, он стремится домой к семье из Нью-Йорка в Чикаго. Погода портится, самолёты никуда не хотят лететь, и часовое путешествие затягивается на несколько дней. В дороге он встречается со странным и нелепым человеком Дэлом Гриффитом, коммивояжёром, который продаёт кольца для душевых занавесок (!) Дэл и Нил поневоле становятся спутниками «по неудаче». Конечно же, к концу путешествия Нил привыкает к чудачествам спутника и, с некоторым сожалением в душе, расстается с Дэлом, достигнув цели путешествия — вокзала в Чикаго. Никаких спойлеров. Здесь их просто не может быть. Финальный твист оставим в секрете, но приготовьте «платочки для слёз». «Самолётом, поездом, машиной»  из тех редких фильмов, которые хочется смотреть, открыв рот, и с удовольствием наблюдать за приключениями героев.

Из интересного: в картине присутствует одна сцена, которая напрочь выпадает из этой, в целом, безконфликтной семейной комедии — ссора со служащей из конторы по прокату автомобилей, где герой фильма произносят слово «fuck» 19 раз. Из-за этого фильм получил рейтинг R — MPAA, а эту сцену при показе фильма по телевидению чаще всего вырезают. А вот музыкальный ряд просто сногсшибателен. Здесь и «I can take anything» в исполнении теплейшего Джона Хью, «Power To Believe» Ника Лэрда-Клауса и Габриэля Гилберта (захотелось поставить на звонок), и, конечно, популярная в те года «Wheels» Криса Хиллмана и Грэма Парсонса. На протяжении всего фильма играют такие мелодии, под которые невольно начинаешь танцевать. А ещё – сетовать на жизнь, ведь в ней столько предрассудков. Создается ощущение – чем больше спешишь, тем больше где-то застреваешь. От всего этого внутри так закипаешь, что впору сорваться, как герой Майкла Дугласа в картине «С меня хватит». Но до таких крайностей чаще всего не доходит.

Персонаж Стива Мартина — это своего рода подобие человека ХХI века, который живет в бешеном ритме. У него нет времени на семью и родных, нервная работа превращает его в циника и делает абсолютно безразличным к окружающим. И лишь одна мечта — чтобы его оставили в покое и не приставали. На протяжении всего фильма этот образ кажется абсолютно несовместим с таким качеством, как терпимость по отношению к людям. Но остаться одному нет шансов, если рядом обаятельный и чудаковатый толстячок. Джон Кэнди — неподражаемый комик, создавал из фильма в фильм умопомрачительно смешных и колоритных чудаков. В его игре и образе чувствуется наследие старого Голливуда, словно он был напарником по площадке самого Чаплина в эпохе немого кино. Конечно, за ярко комедийным окрасом фильма скрывается и доля грусти и сентиментальности, которая, как по волшебству, способна растрогать. Так что по окончании кино понимаешь философский подтекст этой, казалось бы, несерьезной картины.

Джон Хьюз, который снял великолепные «Клуб Завтрак» и «Кудряшка Сью», избавляет сюжет от лишних отростков, кристаллизуя остов, что делает фильм цельным, ярким, насыщенным, без воды и провисаний. Фильм «Самолётом, поездом, машиной» еще тех времен, когда шутить про яйца – не моветон, а парочка мужиков в одной постели вызывала дискомфорт именно у героев. Такие, знаете ли, лохматые времена, без мобильников, но уже с кредитными картами. А ещё здесь дружба до костей вопреки эмоциям. Образец бадди и роуд-муви.  Наш совет: устав от безумных скоростей, обратите внимание на классику: неспешную, живую, очеловеченную, с приятными героями, их комично-трагичными историями, где есть место сочувствию и теплу, которое расплывается по телу. История невероятно трогательная, как…. Рождество. Почему бы и нет. К тому же, таких фильмов больше не снимают.

8 из 10

Bert & Ernie

Фолловьте в
ВКонтакте kinokeks26
Инстаграме @kesher_adam @oleg_kostrovskiy
Твиттере @Kostrovskiy93 @di_kesher
Телеграмм @bertandernie
и помните: "Оркестра нет"

Поделиться в соцсетях

Поделиться в соцсетях
Top